Как нужно обращаться с аккамулятором
 

Если Вы используете электрические автомодели, то, естественно, используете и аккумуляторные батареи. Для того чтобы перезаряжаемые батареи прослужили долгое время, с ними необходимо правильно обращаться.
 

Как заряжать

зарядное устройство для радиоуправляемых моделейБатареи типов NiCd и NiMH нельзя заряжать одинаковым образом, так как они между собой заметно различаются.

NiCd аккамуляторы можно заряжать почти любым зарядным устройством, у которого имеется детектор пика. При заряде NiCd элемента, его напряжение увеличивается до тех пор, пока полностью не зарядится. Как только напряжение достигнет самого пика, оно начинает резко падать. Зарядное устройство, у которого имеется детектор пика, способен отследить резкое падение напряжения и остановить процесс заряда. Обычно, зарядные устройства для NiCd батарей отслеживают падение в 10-15 мВ.

NiMH аккамуляторы немного капризнее. При зарядке NiMH элемента, напряжение растет, но после полной зарядки, падает только на 3-5 мВ. Зарядные устройства для батарей такого типа имеют специальный режим для NiMH, или позволяют установить порог напряжения в такое положение, которое подходит для NiMH.

Ни в коем случае не используйте режимы flex и pulse для NiMH элементов, иначе Вы рискуете повредить батарею. Такие режимы предназначены только для восстановления NiCd элементов.

Если Вы планируете использовать NiMH элементы, но Ваше зарядное устройство не предназначено для этого, устройство можно использовать, но необходимо контролировать температуру батареи при заряде. Заряд нужно останавливать, как только батарея станет теплее, температуры окружающей среды.
 

Температурный режим

радиоуправляемый автомобильСледите за тем, чтобы батарея не перегревалась. Очень часто, при недостатке обдува воздухом, батарея становится горячей. Если контролировать температуру нагрева, можно легко увеличить срок службы батареи.

Для того, чтобы избежать перегрева, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- Контроль тока заряда. Очень часто мы без необходимости перегреваем батареи, заряжая их слишком большим током. Если зарядное устройство способно поджарить батарею током в 7 ампер, это не значит, что это хорошо.  Для всех современных элементов sub-C, самый подходящий ток заряда составляет 4-5 ампер.

- Перезагрузка передаточным отношением.  Если время запуска автомодели короткое, и кажется, что мотор не раскручивается на полную мощность, можно с уверенностью сказать, что Вы перегреваете батареи.  Для того чтобы исправить ситуацию, нужно установить ведущую шестерню с меньшим количеством зубьев.  В независимости от типа батареи, одного заряда батареи должно хватать на 5 минут работы машины, при этом после запуска батарея должна лишь слегка нагреться.

- Неправильная пайка. Собирая батарею, не поджарьте ее. Для сборки используйте 60 Вт паяльник с широким и плоским жалом, которое равномерно распределяет тепло. Такое широкое жало предназначено для того, чтобы не передержать паяльник на элементе.  Жало необходимо держать на элементе не дольше 5 секунд. Если же требуется большее время для нахождения жала на элементе, значит паяльник не достаточно мощный или жало не достаточно широкое.
 

Как разряжать

цифровое Hi-End зарядные устройство

Перед перезарядкой или хранением, батареи NiCd необходимо разряжать на полную мощность. Из-за химических реакций, происходящих внутри NiCd, они подвержены снижению напряжения.  Если батарею заряжать, когда она не полностью разряжена, в итоге она будет отдавать меньше энергии. Если Вы используете батарею не долгое время, заряжаете ее, а затем поставите автомодель на неделю, новая 2400 мА/ч батарея будет работать в итоге, как старая 1500 мА/ч батарея. Чтобы избежать этого, батарею NiCd перед зарядкой следует полностью разряжать.

Для безопасного разряда батареи необходимо сделать следующие шаги:

-  Использовать зарядные устройства, у которых имеется функция разряда. Батареи следует разряжать током, сравнимым с током, при котором используются батареи. Как правило, для 6-баночных батарей наиболее универсальный ток – 20 ампер.

- Разряжать батарею можно при помощи лампового разрядника. Такой разрядник можно собрать самостоятельно, используя автомобильные лампы от габаритных огней. Каждая автомобильная лампа потребляет ток в 2 ампера. Если Вы умеете пользоваться паяльником, можно спаять 10 ламп для тока в 20 ампер. Разрядник нужно отсоединять, как только лампы начинают тускнеть. Можно также использовать вольтметр для контроля напряжения батареи. При снижении напряжения до 5,4 вольт, батарею необходимо отсоединить. В случае, если у Вас нет разрядника, используйте батарею до того момента, пока автомодель не начнет замедляться. Если постоянно нажимать на курок газа, когда машинка уже совсем не двигается, можно испортить батарею.

компьютезированное зарядное устройство

- После полного разряда батареи, необходимо использовать панель выравнивания или сопротивления. Панель выравнивания предназначается для батарей с поперечным расположением элементов, а панель сопротивления предназначена для батарей, у которой элементы расположены продольно. 

Если у Вас батарея, на которой элементы располагаются поперечно, использование панели выравнивания способствует продвижению процесса заряда на один шаг. Даже в том случае, если батарея собрана из подобранных элементов, при полном ее разряде, каждый элемент имеет свое напряжение. Панель выравнивания может разряжать каждый элемент по отдельности так, что они разряжаются одинаково. При использовании батареи из подобранных элементов, следует применять панель выравнивания

Если Вы используете батарею, где элементы располагаются продольно, к ней можно подсоединить сопротивление в 30 Ом. Это обеспечит безопасное разряжение. Панели выравнивания и сопротивления можно использовать только в том случае, когда батарея разряжена, ведь панель нужна только для снятия остаточного заряда.

 

Как хранить

аккумуляторные батареиПеред хранением батареи с элементами NiMH следует обязательно заряжать.

Отличие батарей типа NiMH от NiCd в том, что NiMH элементы не любят, когда их хранят в разряженном состоянии, таким образом, они теряют емкость подобно эффекту памяти у NiCD элементов. Эти два вида элементов подвержены саморазрядке. При длительном хранении, они постепенно разряжаются.

Даже в безопасно разряженном состоянии 0.9 вольт на элемент, при хранении батареи, NiMH элементы разряжаются к опасно низкому уровню напряжения. При этом элементы не повреждаются, а становятся медленными в течение нескольких запусков, а при зарядке могут даже дать ложное падение напряжения. После нескольких циклов разряда/заряда, элементы должны «проснуться».

Для долгой работы, элементы NiMH требуют гораздо бережного отношения, чем NiCd.
 

Основные правила обращения с батареей типа NiMH

радиоуправляемый автомобильПеред хранением батареи, ее нужно как следует разрядить, а затем снова зарядить. Если Вы не планируете использовать батарею дольше недели, тогда заряжать ее следует перед хранением примерно наполовину. Если Вы не будете использовать батарею целый месяц, тогда перед хранением ее нужно заряжать на полную мощность.

После хранения батарею с элементами NiMH сначала необходимо полностью разрядить, а затем зарядить для дальнейшего использования. Это необходимо сделать для того, чтобы NiMH элементы как бы «потренировались», перед тем, как они будут обеспечивать полную отдачу и емкость.

Если разрядить остаточный заряд в батареях перед зарядкой, это поможет лучше работать при первом запуске после длительного хранения. После разрядки батареи, ей нужно дать отдохнуть несколько часов, а затем снова зарядить. По мнению многих экспертов, батареи с элементами NiMH работают лучше, если их использовать больше одного раза в день. Поэтому не нужно бояться использовать батарею несколько раз за день. Главное, чтобы перед каждым использованием, батарея успевала остыть и отдохнуть.

Панель выравнивания следует использовать после полного разряда батареи. Элементы NiMH, как и Ni-Cd, способны только выигрывать от пребывания в панели выравнивания, особенно перед зарядкой после длительного хранения. Этот шаг поможет подобранным элементам сохранять их соответствие.