Обслуживание коллекторных двигателей

 

В этой статье будут расписаны основные принципы, которые необходимо предпринять при разборке, последующем восстановлении и сборке Вашего электрического мотора в перерыве между заездами.

Чем чаще вы будете использовать данную простую инструкцию, тем дольше электромотор сохранит свою максимальную производительность до того момента, когда необходимо будет закупить новую катушку с проводами и двумя магнитами вокруг нее.


Шаг №1

Снятие мотора с автомоделиСнятие мотора с автомодели
Процедура обслуживания мотора начинается с его демонтажа и дальнейшей подготовке к его обслуживанию. Будьте осторожны в обращении с мотором, сразу после соревнований он может быть очень горячим.

Поэтому во время работы необходимо использовать тряпку или перчатки. Сразу после демонтажа мотора с него необходимо снять ведущую шестерню, а далее провести предварительную очистку.

При помощи мягкой кисти необходимо удалить с внешней поверхности мотора грязь, мусор, а также резиновые крошки, которые остались от шин.
 

Шаг №2

Сделайте необходимую разметку о полярности мотораСделайте необходимую разметку о полярности мотора
Всем известно, что электрический мотор поляризован. Поэтому, если во время сборки Вы установите крышку неправильно, то мотор начнет вращаться в неправильном направлении.

Чтобы предупредить такую неприятность, необходимо просто пометить корпус мотора плюсовой меткой на положительной и отрицательной стороне. В таком случае Вы не запутаетесь.

Для нанесения метки можно использовать обычный маркер, правда, во время очистки такая метка может быть смыта одним из очистителей электродов. Поэтому лучше нанести такие метки с помощью острого ножа. Не забудьте отметить и настройки угла опережения. Некоторые моторы имеют специальную шкалу определения этого параметра, поэтому Вам необходимо просто записать это значение.

Если же специальной шкалы нет, то нацарапайте с помощью ножа метку, которая будет определять правильное положение. Если Вы не сделаете такой метки, то в процессе сборки Вы можете собрать мотор либо с большим углом опережения (больше мощность, но меньше эффективность работы), либо с меньшим углом опережения (мощность мотора станет меньше, чем была).
 

Шаг №3

Разборка мотора и удаление прокладочных шайбРазборка мотора и удаление прокладочных шайб
После действий, указанных выше, Вы готовы к разборке мотора. Ослабьте два винта крепления крышки электромотора, поверните крышку так, чтобы она совпала с ключами на корпусе, тогда крышка должна легко вынуться из корпуса.

Демонтируйте якорь из корпуса и убедитесь, что Вы не потеряли ни одной из прокладочных шайб, которые находятся на каждой стороне вала якоря.

Осторожно демонтируйте шайбы, предварительно отметив место, где они располагались. Их расположение очень важно для характеристик мощности мотора.
 

Шаг №4

Снимите старые щетки, проведите очистку крышки корпуса и самого корпусаСнимите старые щетки, проведите очистку крышки корпуса и самого корпуса
Демонтируйте старые щетки с крышки корпуса. Теперь Вы готовы приступать к очистки крышки корпуса и самого корпуса.

В большинстве случае не надо использовать специальный растворитель или очиститель. Достаточно просто протереть корпус и крышку тряпкой для удаления мусора и угольных отложений.

 

если подшипники ровные, то протрите мусор внутри них тряпкойВнимательно исследуйте подшипники на наличие песка. Если песок присутствует, то Вам придется облить весь мотор аэрозольным очистителем. Далее просто смажьте все машинным маслом. Если хруст подшипников после таких операций не прекратился, их необходимо заменить новыми.

Если подшипники не засорены, не стоит использовать растворители, так как они могут смыть всю смазку из подшипников и туда может попасть мусор, который может привести к печальным последствиям.

Если подшипники на первый взгляд кажутся свободными и ровными, достаточно вытереть любой мусор, присутствующий внутри корпуса, при помощи обычной тряпки.

 

Шаг №5

Проточите коллектор и очистите якорьПроточите коллектор и очистите якорь
Необходимо проточить коллектор на специальном станке, чтобы снять  все имеющиеся корки с поверхности коллектора. Необходимо снять как можно меньше материала, если же Вы это делаете это довольно часто, то будет достаточно проточить коллектор всего двумя-тремя тонкими проходами резца.

 

удалите любой мусор, который попал между контактами коллектораПосле окончания проточки при помощи остро заточенного ножа необходимо удалить любой мусор, который попал между контактами коллектора. Для этого просто вставьте нож в щель коллектора как можно ближе к обмотке и не спеша продвигайте его через весь коллектор для удаления остатков металла, которые могли там застрять.

 

обильно полейте якорь а эрозолем для удаления угольных отложенийВсе подготовительные работы перед очисткой якоря завершены. Используйте специальный аэрозольный очиститель для электромоторов, обильно полейте якорь для удаления угольных отложений. Эту процедуру необходимо провести очень тщательно, чтобы после очистки коллектора в нем не осталось никаких остатков металла.

 

проверьте щеткиДалее очень важно проверить щетки. Это необходимо сделать, так как щетки являются одним из основных элементов, которые заметно влияют на производительность всего электромотора.

Щетки имеют тенденцию к быстрому изнашиванию, поэтому они требуют частой замены, чтобы поддерживать постоянную производительность мотора. Когда подходит время для восстановления, необходимо тщательно проверить форму рабочих поверхностей щетки.

Если поверхность заметно изношена или щетки изменили свой рабочий цвет, то их необходимо заменить. Если же их внешний вид еще довольно сносный, то после проточки коллектора Вы можете использовать их еще раз.

Если Вы приняли решение использовать щетки еще раз, необходимо произвести обкатку щеток, ведь теперь диаметр коллектора немного изменился после плановой проточки.

Постоянно следите за Вашими щетками и заменяйте их при необходимости. Не стоит забывать обкатывать щетки под новый диаметр, даже если Вы приняли решение использовать новые щетки, которые еще не были в эксплуатации. Диаметр коллектора должен идеально совпасть с диаметром щеток.
 

Шаг №6

Сборка мотораСборка мотора
Вот и подошло время сборки мотора. Перед тем как приступить к сборке проверьте панель крепления крышки мотора на предмет ее возможной деформации, которая могла наступить по причине перетягивания или аварии.

Если она имеет изогнутый вид, то ее необходимо демонтировать с корпуса и при помощи молотка выпрямить. Выпрямлять ее необходимо на ровном цементном полу или на другой твердой и ровной поверхности. 

Установите панель обратно в корпус и продолжите сборку мотора. Необходимо удостовериться, что прокладочные шайбы находятся на своих штатных местах, очень важно, чтобы они не свалились в тот момент, когда Вы устанавливали якорь обратно.

затяните винты крепления крышки мотораПроверьте и правильно установите соответствие полярности корпуса и крышки мотора, правильно совместите метку угла напряжения, которая должна была быть нанесена Вами ранее.

После того как все правильно соединено и совмещено, затяните винты крепления крышки мотора. Будьте предельно осторожны, не стоит перетягивать винты, иначе Вы рискуете вновь согнуть плату крепления.

Для полной уверенности в правильности установки прокладочных шайб, можете проверить осевой зазор якоря.
 

Шаг №7

Припаяйте новые щёткиПрипайка новых щёток
Теперь настало время установить новые щетки. Вначале необходимо тщательно покрыть припоем концы шунтов новых щеток.

Главное не переусердствовать в нанесении. Если припоя будет слишком много, то шунт запросто ”впитает” припой, что приведет к значительному ослаблению гибкости самого шунта.

Далее изогните конец залуженного шунта, припаяйте его к концу контакта, который располагается рядом с держателем щеток. Осуществить эту операцию необходимо быстро, чтобы шунт не впитал в себя припой и не стал плохо изгибаться.

После полного остывания щеток их необходимо установить в гнездо держателя, далее устанавливаются пружины щеток. Чтобы предупредить, так называемый эффект, ”подвешенной щетки”, необходимо осторожно вытянуть щетку за шунт и дать возможность пружине защелкнуть ее обратно на штатное место в коллекторе.

Если движение щетки немного замедленно, или щетка застревает на пути, то необходимо вновь демонтировать щетку из гнезда для выяснения причины того, почему щетка не может двигаться свободно.
 

Шаг №8

Обкатайте новые щеткиОбкатка новых щеток
Новые установленные щетки необходимо подогнать по диаметру проточенного коллектора. Подгонка позволит выйти на лучшую производительность мотора. Для такой подгонки нет необходимости разбирать весь мотор. Вам необходимо запустить мотор без нагрузки в течение 30-45 секунд от источника напряжения в три вольта.

Во время обкатки не забывайте немного встряхивать мотор, это необходимо сделать для удаления отходов, которые могут образовываться во время процесса притирки.  

Теперь настал тот момент, когда можно проверить вращение мотора, чтобы убедиться в правильности сборки мотора. Ведь будет довольно стыдно выделиться на автодроме среди других владельцев автомоделей, когда во время старта Ваша модель поедет назад.

Посмотрите на выходной вал мотора, он должен вращаться против часовой стрелки, в таком случае мотор собран правильно.
 

Шаг №9

Установка мотора в автомодельУстановка мотора в автомодель
После проверки правильности сборки мотора настало время установить его обратно в автомодель. Установите на штатное место ведущую шестерню, убедитесь, что она выровнена относительно ведомой шестерни.

Установлению правильного зацепления между шестернями необходимо уделить достаточно времени, чтобы в дальнейшем у Вас не возникало других проблем. После того как Вы полностью удовлетворены зацеплением необходимо проверить, плотно ли Вы затянули винты крепления.

Далее устанавливайте радиатор охлаждения, припаяйте или соедините его с мотором, убедившись, что Вы не перепутали полярность.

выровняйте держатели щеток

Совсем нелишним будет выровнять держатели щеток, чтобы они входили в контакт с коллектором строго под углом 90 градусов. Для такой операции можно найти специальные инструменты, которые позволяют сделать это довольно быстро. При выборе такого инструмента убедитесь, что он подходит под Ваш тип щеток.

Как только держатели идеально выровнены, их необходимо припаять к винтам держателей, полностью исключив их смещение. Кроме того в случае припайки заметно снизится сопротивление контакта в данном конкретном месте.
 

 

Теперь Ваша модель вновь готова к новым соревнованиям!

 

P.S.: "А как часто необходимо перебирать мотор?" Ответ довольно прост: "Чем чаще, тем лучше!"

переборка электродвигателяПостоянное обслуживание мотора означает, что впоследствии Вам не потребуется больших усилий, чтобы вернуть его максимальную производительность.

Если Вы протачиваете коллектор каждые одну-две батареи, то Вам потребуется всего несколько тонких проходов резца, чтобы привести коллектор в пригодное состояние.

Если же сделать перерыв в 10 батарей, то на таком промежутке времени коллектор будет сильно изношен, поэтому Вам потребуется намного больше проходов резцом, чтобы вернуть ему прежний вид. Чем больше период между переборками мотора, тем быстрее снижается производительность самого мотора в течение этих же 10 батарей.

Если Вы отдаете предпочтение мотору с малым количеством витков (от 7 до 10), то Вы просто обязаны полностью перебирать весь мотор каждые 1-2 батареи.

Моторы, у которых количество витков намного больше, могут выдержать более длительный период времени между полными переборками. У таких моторов также необходимо следить за износом коллектора, в качестве индикаторов можно использовать щетки.