Рено ФТ-17

 

Как показало время, появление танка "Рено" оказалось знаковым событием в истории танкостроения. Это был первый в мире танк имевший компоновку, считающуюся сегодня классической - отделение, управление впереди, боевое в центре, мото-трансмиссионное сзади. Кроме этого, танк оснащался поворотной башней с вооружением, что значительно повышало маневренность огня.
 

После окончания Первой Мировой войны эта боевая машина послужила эталоном для конструирования танков в различных странах


Инициатором формирования первых танковых частей выступил полковник артиллерии Жан-Батист Этьен. В июле 1916 года он встретился с известным конструктором и промышленником Людовигом Рено. Фирма "Рено" к тому времени стала одной из ведущих в авто и мото строении.

Рено стал почти национальным героем после истории с "Марнским такси", когда 6-8 сентября 1914 года 600 парижских такси "Рено" перебросили к линии фронта у реки Марна более 5 000 солдат, которые смогли остановить германское наступление на Париж.

Этьен убеждал Рено начать проектирование легкого танка, пообещав заказ на 150 машин. Рено принял предложение разработать "бронированный футляр для мотора и двух человек". Он рассчитывал построить машину проектной массой 6 т, с упругой подвеской ходовой части, максимальной скоростью 9,6 км/ч и вооруженную пулеметом.
 

Официальные испытания испытания легкого "Рано" прошли 21-22 апреля в Марли. Танк показал явное превосходство над моделями "Шнейдер" и "Сен-Шамон".


Легкий танк получил официальное название "Char leger Renault FT modele 1917", сокращенно "Renault" FT-17. Индекс FT дала сама фирма, о его расшифровке существует несколько версий. Например, fabile tonnage (легкий вес), franchisseur de tranchees (преодолевающий траншеи). На самом деле фирма "Рено" использовала двухбуквенные индексы для обозначения групп продукции для военного ведомства: AG -легковые автомодели, EG- артиллерийские тягачи,  FU - тяжелые грузовики и тп. В этом ряду FT выглядит очень логично.

"Рено" FT-17 выпускался в четырех вариантах:

  • пулеметный танк - Char Mitrailler 8mm
  • пушечный танк - Char Canon 37 mm
  • радиотанк - Char signal TSF
  • танк огневой поддержки - Char Canon 75 mm BS
     

Устройство танка "Рено" FT-17


Толщина броневых листов клепаной башни составляла 16 мм, литой до 22мм. В целом для того времени броня обеспечивала неплохую защиту экипажа.

37-мм танковая пушка SA18 "Гочкис" ("Пюто") имела длину ствола 21 калибра, нарезной части 15 калибров, полуавтоматический вертикальный клиновый затвор, пружинные противооткатные устройства, литой кожух люльки, пистолетную рукоятку управления, телескопический прицел. Угол вертикальной наводки - от -20 до +35 градусов. Дальность стрельбы до 2 400 метров, однако видимость из танков позволяла стрелять не далее 800 метров. Броневой снаряд мог пробивать 12-мм броню на расстоянии до 500 метров. Боевая скорострельность - до 10 выстр./мин.

Четырехцилиндровый рядный карбюраторный двигатель Renault 18CV устанавливался по оси машины, карбюратор типа "Зенит", зажигание от магнето и регулятор числа оборотов. Запускался заводной ручкой изнутри или снаружи (с кормы) машины. При 800об. мин. двигатель развивал мощность 20 л.с., при 1 000 оборотах - 27л.с., при 1 500 - 39 л.с.

Механическая коробка передач с надвижными шестернями давала четыре скорости вперед и одну назад: 1я и задний ход - 1,52 км/ч, 2я - 2,05 км/ч, 3я - 3,36км/ч, 4я -5,2км/ч.

Ходовая чассть блокированной пружинной подвеской включала на один борт четыре тележки - одну с тремя, остальные с двумя опорными катками. Последние - малого диаметра, сдвоенные, с внутренними ребордами. Тележки попарно соединялись шарниром с балансиром, который сам шарнирно подвешивался к полуэлептической листовой рессоре. Концы рессоры подвешивались к продольной двутавровой балке, крепившейся на борту корпуса.

К недостаткам конструкции можно отнести высокое расположение центра тяжести - танк легко переворачивался при боковом крене на резких поворотах. Однако имея небольшие размеры он обладал хорошей проходимостью, преодолевал рвы и вертикальные препятствия. Правдла малые скорость и запас хода требовали доставки этих танков к месту сражения. Для этого использовали грузовики "Пирс-Эрроу" с усиленной рамой и кузовом.

Всего к моменту перемирия 11 ноября 1918 года было построено 3 177 танков "Рено" FT, из них 1 950 самой фирмой "Рено". Радиотанков "Рено" NSF изготовили всего 188. После войны было собрано еще 570 танков, так что общий их выпуск во Франции превысил 3 800 единиц всех модификаций.

Схема компоновки с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения, передним - отделения управления и средним - боевого отделения с установкой вооружения во вращающейся башне, до сих пор остается классической. Рено стал первым, кому удалось создать действующий танк с вращающейся башней.