Черная акула
 


Одноместный боевой бронированный вертолет КА-50 – «Черная акула» не имеет аналогов в мире. Вертолет создан для уничтожения танков и другой техники противника, защищенной системами противовоздушной обороны, а так же для борьбы с малоскоростными воздушными целями.

Был разработан в Опытно-конструкторском бюро им. Н.И. Камова. Первый полет опытного образца состоялся 17 июня 1982 года, в 1995 вертолет под обозначением КА-50 был принят на вооружение авиации сухопутных войск России, в настоящее время он производится серийно на авиазаводе в г. Арсеньеве.

Вертолет создан по соосной схеме, которая не используется, кроме него, ни на одном боевом вертолете в мире. Лопасти винтов изготовлены из композитных материалов, сохраняющих прочность даже при нескольких пулевых пробоинах. Кабина пилота защищена двойной броней (сталь + алюминий), наиболее важные системы продублированы два раза.

Катапультное кресло пилота позволяет ему покинуть машину в любой обстановке, даже на земле. Если двигатели откажут в полете, машина станет плавно опускаться, используя раскрученные потоками воздуха винты как парашют (режим авторотации).

Основные параметры

  • вес: 10800кг,
  • максимальная скорость: 310км/ч,
  • скорость полета вбок: 80км/ч,
  • скорость полета назад: 90км/ч,
  • скороподъемность: 10.0м/с,
  • статический потолок вне влияния земли: 4000м,
  • дальность полета с полной нагрузкой: 450км.

 

Вооружение:

Несет 12 сверхзвуковых управляемых противотанковых ракет "Вихрь" с автоматическим наведением по лазерному лучу. Ракеты способны поразить отдельную цель с расстояния 10 км вне зоны действия средств ПВО.

Пушка калибра 30мм 200-300 выстрелов/мин и 500 выстрелов/мин), с боекомплектом 500 патронов имеет прицельную дальность стрельбы 4 км.

Кроме того, под крылья вертолета можно подвешивать контейнеры с дополнительным вооружением различного назначения массой до 500кг

Особенностью Ка-50, является наличие интегрального прицельно-пилотажно-навигационного комплекса для поиска целей и автоматического наведения на них вооружения, а также для решения задач автоматизированного пилотирования и навигации.

На вертолете используется нашлемная система целеуказания, поворачивая голову при слежении за целью, летчик тем самым автоматически ориентирует головки самонаведения ракет в нужном направлении. Благодаря такому способу управления захват цели возможен через 1.5 секунды после наведения на нее прицела.
 

Конструкция


Вертолет двухвинтовой соосной схемы с двумя ГТД и трехопорным шасси. В конструкции широко использованы стекло- и углепластиковые композиционные материалы, составляющие около 35% массы планера.

Фюзеляж вертолета отличается хорошими аэродинамическими формами и подобен фюзеляжу самолета. Основным силовым элементом является продольный несущий короб сечением 1 х 1м, к которому крепятся основные элементы конструкции, включая редуктор, двигатели и опоры шасси. В носовой части размещается одноместная кабина экипажа с плоскими передним бронестеклом и боковыми стеклами. Кабина имеет мощное бронирование для защиты летчика и основных агрегатов, с двухслойной стальной броней, которая может противостоять бронебойным пулям калибра 12.7мм и снарядам калибра 20мм. Общая масса брони около 350кг.

Крыло прямое, размахом 7.3м, с законцовками, в которых размещаются контейнеры с оборудованием, под крылом установлены 4 поворотных пилона, которые могут отклоняться вниз на 10°.

Хвостовое оперение как у самолета с большим вертикальным оперением и прямым стабилизатором с концевыми шайбами. Во время испытаний боевой живучести производился отстрел хвостового оперения, но вертолет мог продолжать полет, сохраняя устойчивость и управляемость и совершать безопасную посадку.

Шасси трехопорное, убирающееся, передняя опора со сдвоенными колесами убирается назад, главные опоры имеют по одному колесу с пневматиками низкого давления и убираются назад и вбок.

Несущие винты соосные, трехлопастные, полужесткие, крепление лопастей осуществляется с помощью пакетов стальных пластин. Лопасти прямоугольной формы в плане, с хордой 0.53м, имеют усовершенствованные скоростные профили П55, разработанные в ЦАГИ, и стреловидные законцовки.

Силовая установка состоит из двух ГТД ТВЗ-117К со свободной турбиной взлетной мощностью по 1618кВт, установленных в отдельных гондолах по бокам фюзеляжа над крылом и снабженных пылезащитными устройствами.

Топливная система включает основные баки общей емкостью 3000л, расположенные внутри коробчатой балки, под крыло могут быть установлены дополнительно 4 ПТБ емкостью по 500л — для перегоночных полетов.

КА-52 создан на базе КА-50 и повторяет его на 85%. Он сохранил все боевые качества, но стал легче на 450 кг и имеет две одинаковые системы управления с пилотских мест, расположенных рядом в одной кабине. В любой момент управление машиной и ее вооружением один летчик может передать другому.